Роль музыки в процессе адаптации детей в ДОУ.
Музыка – источник особой детской радости.
В раннем возрасте ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу,
а в различных видах музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий
потенциал.
Раннее общение с музыкой, занятия
основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному
психическому, физическому и личностному развитию малышей.
Дети раннего возраста не очень хорошо
говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой, больше, чем
взрослые люди и вот здесь, бесценную помощь оказывает музыка во всех ее
проявлениях. Сила ее заключается в том, что она способна передавать
смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний
человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда
ему грустно, достаточно сыграть грустную мелодию, а малыши начинают понимать
состояние печали с первых тактов. Музыка помогает детям осваивать мир
человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Адаптация — самая первая и
важная ступень в образовательном процессе. Главная цель адаптации –
приспособление детей к новым условиям существования – к детскому саду. Основной
задачей следует считать достижение благополучного психоэмоционального состояния
детей.
Роль музыки очень важна в
социальной адаптации. Знакомство с музыкальными произведениями даёт детям
пример положительного духовного и культурного развития. Прослушивание музыки
позволяет развивать фантазию, создаёт в сознании ребёнка особую атмосферу,
когда малыш сам формирует образы, которые навевает мелодия. Всё это является
основой успешного развития коммуникативных навыков, развития речи, внимания.
Использование музыки в
воспитании помогает избежать психологических проблем (детские страхи,
заниженная самооценка, гиперактивность), позволяет выявлять одаренность у
детей, создает условия для развития гармоничной личности. Слушание музыки
позволяет развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Таким
образом, обогащается внутренний мир ребенка, активизируются энергетические
процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Следовательно,
носит и здоровьесберегающий характер, что очень актуально в последнее время.
Музыка оказывает положительное
влияние на психоэмоциональное состояние детей, позволяет мозгу человека
одновременно работать и быть расслабленным, что в первую очередь необходимо для
смягчения стрессовых ситуаций у детей. Таким образом, прослушивание музыки дает
возможность создать «зону комфорта» для воспитанников детского сада. В
воспитательной работе рекомендуется
использовать детские песни («Улыбка» А. Шаинского, «Помирились» в исполнении Т.
Негрей, произведения С. и Е. Железновых), отрывки из классических произведений
известных композиторов (Моцарт, Чайковский и др.).
Наблюдения показывают, что
маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им
произведения. У них складываются свои впечатления, эмоции, поэтому они любят их
постоянно испытывать, слушая одну и ту же мелодию. Музыка, в свою очередь, —
благоприятная основа, на которой возникает духовная общность между людьми,
взаимопонимание. Поэтому родителям дома с детьми рекомендуется использование
«фоновой» музыки (к примеру, «Звуки природы»), которая также способствует созданию
«зоны комфорта» у детей. Это необходимо для установления контакта между
взрослым и ребенком.
Из всего вышеизложенного
следует самый главный вывод: влияние музыки на ребенка и его личность очень
велико. Именно поэтому использование музыки является одной из первостепенных на
этапе адаптации ребенка в ДОУ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий